18.07.2024
Грузовые самосвалы: виды и технические характеристики
Самосвал — это специализированный грузовой транспорт, который применяется для транспортировки разных стройматериалов. Они подходят для перевозки песка, гравия, грунта, а также строительного мусора. Эти автомобили обладают уникальной особенностью — кузовом, который может подниматься под действием гидравлических механизмов для быстрой и эффективной выгрузки груза. Самосвалы пользуются большой популярностью в строительстве, горнодобывающей промышленности и других секторах, где требуется массовая перевозка сыпучих материалов.
В статье рассказываем, какие бывают самосвалы, где они могут пригодиться и по каким характеристикам их надо выбирать. Полезная информация поможет больше узнать о спецтехнике и решить, какой лучше купить самосвал для конкретных задач и нужд.
Виды и особенности самосвалов
Современные модели самосвалов различаются по ряду важных характеристик, которые определяют их функциональность и способ применения. Среди основных параметров важными являются:
- грузоподъемность;
- область применения;
- тип разгрузки;
- вид кузова и другие.
Кроме того, современные самосвальные машины могут оснащаться различными видами подвески и системами управления для улучшения эффективности и безопасности эксплуатации.
Грузоподъемность
Спецтехника классифицируется на несколько категорий в зависимости от их вместимости:
- Легкие машины (до 1 тонны).
- Транспортные средства с небольшой вместимостью (до 2 тонн).
- Средней вместимости для специализированных задач (до 5 тонн).
- Тяжелые, предназначенные для транспортировки грузов массой от 5 до 10 тонн.
- Многоцелевые, способные транспортировать более 10 тонн.
Сфера эксплуатации
Учитывая сферу применения и тип выполняемых задач, выделяют следующие разновидности грузовой техники:
- Строительные — нужны для работы на строительных площадках. Они помогают перевозить тяжелые стройматериалы. Обычно оснащены системой задней разгрузки для эффективного и быстрого выполнения операций.
- Сельскохозяйственные — чаще всего применяются в аграрном секторе для транспортировки объемных, но небольших по весу грузов (сено, корм для животных). Они оснащены системой трехсторонней разгрузки.
- Карьерные — используются в карьерных работах, в том числе для добычи полезных ископаемых. Способны транспортировать грузы массой до 450 тонн, имеют двухосный задний привод для лучшей маневренности. Такие самосвалы характеризуются низкой маневренностью и медленным передвижением. Могут использоваться вместе с экскаваторами.
- Подземные — необходимы для проведения земляных работ, например, в туннелях и шахтах. Достаточно маневренны и компактны, способны перевозить груз до 40 тонн.
- Дорожные — с их помощью перевозят грузы по автодорогам. Грузоподъемность составляет около 40 тонн. Основной недостаток — плохая проходимость в условиях бездорожья.
- Специализированные — включают в себя транспортные средства для перевозки определенных видов грузов, таких как минераловозы.
- Сочлененные — известны как землевозы. Особенностью является наличие шарнирно-сочлененной рамы, которая соединяет кузов с кабиной. Отличаются отличной проходимостью и маневренностью.
Способ разгрузки
У спецтехники предусмотрены разные методы разгрузки:
- Вертикальная – возможность выгружать материал через отверстие в дне.
- Задняя – опрокидывание задней стенки кузова.
- Боковая – открывание боковых створок.
Форма кузова
Конфигурация кузова играет важную роль. Существует несколько вариантов конструкций спецтехники:
- Прямоугольный кузов – обладает наибольшей вместимостью, однако его недостаток заключается в сложности очистки.
- Полуэллиптическая форма кузова – хотя и встречается в использовании, эта конструкция постепенно выходит из моды из-за небольшого объема и повышенного центра тяжести.
- Лотковидный кузов. За счет отсутствия острых углов в такой конструкции улучшена способность к самоочистке, а угловатость стенок способствует максимальному использованию доступного пространства.
Способ агрегатирования
Здесь можно выделить следующие виды специализированной техники:
- Прицепные — широко применяются совместно с тракторами, специализированными самосвалами и тягачами.
- Шарнирно-сочлененные — отличаются повышенной проходимостью и предназначены для транспортировки больших объемов материалов. Являются прекрасной альтернативой обычным самосвалам, особенно при выполнении работ в условиях тяжелого бездорожья. Они многофункциональны и обладают лучшей проходимостью по сравнению с карьерными аналогами.
Особенности конструкции
Самосвал, как классический представитель спецтехники, включает в себя несколько основных компонентов:
- Шасси — основа, на которой строится весь автомобиль;
- Кабина — место для водителя и пассажиров;
- Грузовая установка — включает в себя грузовую платформу, подрамник и механизм подъема с гидравликой.
Главная задача грузовой установки — обеспечить удобное размещение и транспортировку грузов, соответствуя их особенностям. Часто этот элемент дополняют защитными тентами, специальными уплотнениями бортов для защиты груза от воздействия внешних факторов, таких как дождь или ветер. Конструкция также может включать в себя накладные борта, увеличивающие объем платформы.
Технические характеристики грузовых самосвалов
Характеристики автомобилей могут варьироваться в зависимости от области их использования. Основные параметры включают:
- Вместимость самосвала. На рынке представлены модели, способные перевозить до 450 тонн, однако в России чаще встречаются транспортные средства с максимальной загрузкой до 40 тонн.
- Тарная масса — это вес автомобиля без груза, который колеблется от 6 до 50 тонн.
- Общий вес машины включает массу автомобиля, установленного оборудования и груза, может достигать до 500 тонн.
- Скорость передвижения обычно находится в пределах 45-70 км/ч.
- Количество осей в шасси. Различные модели имеют от 2 до 4 осей, причем самые популярные варианты оснащены 2, 3 или 4 мостами.
- Мощность двигателя — на рынке доступны самосвалы с двигателями от 200 до 700 лошадиных сил.
- Тип трансмиссии — встречаются самосвалы с автоматическими или механическими коробками передач.
- Типы устанавливаемого оборудования включают кронштейны, которые используются для фиксации борта во время опрокидывания, обеспечивая более точную и аккуратную разгрузку материалов.
Какой лучше самосвал выбрать для работы?
В отличие от легковых автомобилей, самосвал приобретается не для удовольствия, а для выполнения работы, и его простой обходится в круглую сумму, часто превышающую стоимость ремонтов. Если личный автомобиль можно временно заменить на общественный транспорт и починить без спешки, то с самосвалом такой подход приведёт к значительным финансовым потерям из-за невозможности использования машины в работе.
Критерии выбора
- Надежность. Этот критерий приоритетен, поскольку высокая надёжность минимизирует время простоя и способствует регулярному доходу.
- Соответствие мощности и размеров задачам. Нецелесообразно переплачивать за ненужные функции или выбирать слишком большой автомобиль, если это не требуется по условиям работы.
- Перегрузка. Постоянные перегрузки вредны для техники, влекут за собой ремонты и, как следствие, простои. Нужно учитывать грузоподъемность, проходимость, условия эксплуатации, климат и методы разгрузки.
- Доступность сервисного обслуживания и запчастей. Это обеспечит более легкий и быстрый ремонт.
- Ремонтопригодность. Важно, чтобы технику можно было легко и быстро починить.
- Цена. Однозначно важный фактор, который влияет на финансовые расчеты при покупке.
Полезный совет
Также стоит рассмотреть покупку подержанных самосвалов. Европейские, американские и японские модели часто остаются в отличном состоянии и могут служить долгие годы. Однако китайские подержанные автомобили реже встречаются на вторичном рынке, что является их минусом. Продажа таких машин может оказаться затруднительной. Что касается МАЗ и КАМАЗ, то каждый случай требует индивидуального подхода, хотя эти машины и проще в ремонте.